Группа "Пчелки"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Средняя группа

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай!»

Средняя группа

 

 

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай!» 

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

(В. Орлов)

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип  проекта:  тематический. 

Срок проекта:  долгосрочный 

Участники проекта: педагоги, дети, родители 

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья 
- Детский сад 
- Родная улица 
- Родной город 
- Страна, ее столица, символика 


Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Формы работы

с детьми:

Беседы;

занятия;

 рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

 выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

 творческая речевая деятельность;

утренники, развлечения, конкурсы;

 дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;  

 сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов;

с родителями.

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

 дни открытых дверей;

Фотоконкурсы;

праздники; 


   Сроки

Название темы,    цели

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Художественная литература

Работа с родителями

Сентябрь

Мой детский сад

Цели: Познакомить детей с детским садом, как образовательным учреждением, его функциями и задачами. Провести экскурсию по всему детскому саду. Обобщить знания  о нормах поведения, в общем, и в детском саду в частности. Познакомить с режимом дня и видами деятельности в детском саду.

Беседы: «наши добрые дела», «Правила поведения в детском саду», «Любите ли вы ходить в детский сад?»,

рассматривание альбома «Моя группа».

Сюжетно ролевая игра «Детский сад»

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Игры со строительным материалом. Игры с мыльными пузырями.

Аппликация «Флажки»

Чтение С.Маршака «Урок вежливости»,

Чтение потешки вместе с солнышком встаю

Работа с родителями: собрание на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»

Октябрь

Моя семья. Я в моей семье.

Цели: Активизация имеющихся у детей знаний и представлений о семье, семейных и родственных связях. Воспитывать уважение и  любовь к своим родным и к близким людям

1.Беседы:

« Моя семья», «Как заботятся в семье друг о друге», «Кто готовит вам обед», «Какие животные живут у вас дома?», Являются ли они членами вашей семьи? «Как вы отмечаете день рождения?»,«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми».

Я горжусь трудом своих родителей

2.Работа над понятиями:  семья имя, отчество, фамилия

3. рассматривание семейных фотографий.

Сюжетно ролевая игра: «Семья», «Дочки-матери»

«мама с дочкой на приеме у врача»

Пальчиковая игра «семья»

Дидактическая игра «угадай сказку», «Назови ласково».

Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

Игры со строительным материалом» Дом для своей семьи!

Показ театра «Три медведя»

Рисование портрет «Моей мамы»

Лепка «торт для бабушки»

Чтение сказки «Волк  и семеро козлят».

Чтение рассказов: В. Сухомлинского «А сердце тебе ничего не приказало», «Если бы у меня был ковер самолет». Чтение стихотворения  Е.Благиной  «Мама спит она устала»

.Разучивание стихотворения Л.Благининой «Мама спит». А.Барот «Помощница», «Бабушка».

Составление генеалогического древо

Ноябрь

Мой город

Цели:  Знакомство с городом, названием улиц, с достопримечательностями, его основными учреждениями и предприятиями.  

Рассматривание иллюстраций на тему город настоящий и прошлый. (презентация) Рассказ воспитателя «Наш родной город является Родиной для нас»

Беседа о городе по вопросам

-как называется наш город;

-есть ли в нашем городе музеи( театры, парки, цирки)

-какие памятники вы знаете ;

-как называются улицы, на которых вы живете?

-какие магазины есть в нашем городе, какие дом есть в городе.

Достопримечательности нашего города.

Беседа «Какие профессии есть в нашем городе»

Ига с мячом «Что есть в доме?»; Речевая игра «Укрась слово» (дать определение к данному слову)

Город (какой)

Улица(какая)

Дом(какой)

Парк(какой)

Вокзал (какой)

Игра с палочками Кюизенера «Строительство домов» Сюжетно-ролевая игра «Новоселье»

Рисование «Улицы нашего города»

Конструирование «Домик»

Ритмическое упражнение «Мы по городу шагаем»

· Создание альбома о профессиях.

Декабрь

«Наша Родина – Россия» Цель: Познакомить детей с понятием Родина, названием нашей страны, столицы, области, города.

Беседа и рассматривание иллюстраций  флага и герба  России. «Государственная символика России»;

 Беседа «о родной стране»; «О войнах, которые охраняют, защищают свой народ, свою родину; «о правах граждан»

Беседа о Москве, рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины» Рассказ воспитателя об истории России

Дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае», Подвижная игра «самолеты»

Рисование «Флаг России»

Конкурс поделок на тему : "Военная техника», На тему  «Зима»

Работа с родителями: конкурс армейских фотографий пап : «Есть такая профессия – Родину защищать».

Январь

Традиции и праздники.

Цели: Познакомить детей с традициями русского народа, главными праздниками: Новый год, 8 Марта, Масленица, День космонавтики,  9 мая.

Рассматривание альбома: «Русские традиции

Беседа: «Какие в нашей стране праздники?»

2.Беседа:  «Новый год»

3.Беседа:  «Что такое масленица?», 4.Беседа: «8 марта – международный женский день».

5.Беседа: «День победы».

6. беседа: «Мой любимый праздник» Беседа: «Праздники в нашей семье»

Дидактические игры «Назови мне праздник!», «Волшебный чемодан».

2.Подвижные игры: «Гори-гори ясно», «Плетень», «Катусель», «Водяной», «Два мороза», «Мыши

Рисование: «Что мне подарили друзья»

Слушание стихов о праздниках

Составление рассказа «Праздники в вашей семье»,

Февраль

Знакомство с народно-прикладным творчеством русского народа (дымка, хохлома).

Цели: рассказать детям о русских мастерах  народно-прикладного искусства; познакомить с историей народного промысла, историей народной игрушки; познакомить  с  дымковской игрушкой и хохломской росписью

беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

Дидактические игры: «Найди нужный элемент!», «Угадай, что опишу».

2.Игровые упражнения: «Завиток», «Хохломская ветка», «Какая это матрёшка? ».

3.Сюжетно ролевая игра: «Дымковские мастера», «Ярмарка игрушек».

лепка дымковской игрушки «Свистулька»

 рисование «Матрёшка»

Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»;

Март

Знакомство с русским фольклором: потешками, песенками, пословицами, сказками, играми, хороводами.

Цель: расширить представления детей о русском фольклоре, познакомить с новыми играми, хороводами, потешками.

Беседа: «Русские потешки и песенки».

«В гостях у русской сказки».

Игровые упражнения: «Начни, а я закончу», «Придумай конец сказки».

2.Подвижные игры:

«Гори-гори ясно», «Плетень», «Катусель», «Водяной», «Два мороза», «Мыши водят хоровод».

3.Хороводы:

«Васька-кот», «Как на тоненький ледок», «Посею лебеду на берегу».

Чтение потешек, пословиц

Апрель

«Флора и фауна»

·  

Беседа о жизни животный и птиц в лесу

Красная книга

Лото «Птицы», «животные»

Рисование птиц


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

10 января 2018 в 19:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.