Группа "Пчелки"
Рабочая программа по освоению детьми 4-5 лет основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образованиямуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 96»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по освоению детьми 4 – 5 лет группы «Пчёлки» основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования срок реализации: один год
г. Каменск-Уральский 2017г. СОДЕРЖАНИЕ
I раздел. Целевой…………………………………………………………………….. 1.1.Обязательная часть 1.1.1 Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы………………………………………………….. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………… Характеристики особенностей развития воспитанников…………………………. …… 1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………. …. 1.1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности 1.2 Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений II раздел. Содержательный………………………………………………………… 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: Модуль I. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Модуль II. Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль III. Образовательная область «Речевое развитие» Модуль IV. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль V. Образовательная область «Физическое развитие»…………………………… 2.1.2 Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям………. 2.2. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений…………. 2.3. Описание вариативных форм, способов методов и средств реализации программы- образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов……. 2.4.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик……….................................................................................................. 2.5.Способы и направления поддержки детской инициативы 2.6. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников……………………………………..
III раздел. Организационный………………………………………………………. 3.1. Обязательная часть 3.1.1 Материально-техническое обеспечение программы 3.1.2.Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания…………….… 3.1.3. Распорядок и режим дня 3.1.4. Учебный план, расписание непосредственно образовательной деятельности ………… 3.1.5. Традиционные праздники, события 3.1.6. Комплексно-тематический план 3.1.7. Организация развивающей предметно-пространственной среды………………………… 3.2 Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений Приложения 1. Диагностика педагогического процесса. 2. План работы с родителями
1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Цели и задачи реализации Программы Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО, программа), реализуемой в детском саде № 96. Программа обеспечивает психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей в возрасте от 2 лет до 7 лет и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Срок реализации программы – 1 год Обучение и воспитание в Детском саде ведется на русском языке. Детский сад находится по адресу: улица Привокзальная, 18, город Каменск-Уральский, Свердловская область, Россия, 623400. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: · Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155), · Комментариями к ФГОС дошкольного образования (от 28.02.2014г. № 08-249), · Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014), · Профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544), · СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26), · Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96» (новая редакция).
Цель рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО – формирование социокультурной образовательной среды развития ребенка, открывающей возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения им образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям раннего и дошкольного возраста. Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на: - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа ориентирована на: - охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются: - укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; - целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; - обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; - развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; - развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; - пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; - органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; - приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; - приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки. Методологические подходы к формированию рабочей программы: - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода - создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий: 1) в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации; 2) организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения; 3) воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач; 4) воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок; 5) задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» - индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. - деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность; - аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья, что в системе образования позволяет говорить о создании и реализации моделей сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования у детей субъектной позиции к сохранению и укреплению своего здоровья) и гуманистических начал в культурной среде, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций личности ребенка. - культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
Принципы и подходы к формированию Программы Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Образовательная программа основана на принципах: 1) полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействия и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничества Детского сада с семьей; 6) приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учета этнокультурной ситуации развития детей; 10) интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; 11) комплексно-тематического построения образовательного процесса;
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей детей среднего возраста группы «Пчелки» Учет специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста: Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего окружения через разнообразные виды детских деятельностей. Становление различных сфер самосознания ребенка происходит на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности уральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций. Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается в интегрированных формах, через организацию совместной, самостоятельной деятельности. Реализация содержания образования: - обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения; - раскрывает способы познания себя, и других через самоощущение себя в мире природы, в мире людей и предметов; - ориентировано на становление самооценки ребенка, на развитие его способности к идентификации, самоанализу и освоению культурных образцов; - учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностноориентационной составляющей образованности; - осуществляется на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; - имеет яркую воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др. Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; создание условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании диалогово-дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей. Формирование у детей уважительного и доброжелательного отношения к представителям разных культур возможно при условии объединения усилий дошкольного образовательного учреждения, родителей и различных социальных институтов. Такое сотрудничество позволяет осуществлять преемственность деятельности детского сада и учреждений культуры и искусства и способствует социализации дошкольников. В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Цели, задачи, содержание, объём образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают общие целевые и ценностные ориентиры современной семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются составляющими основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Вместе с тем, выбор направлений работы с детьми, выбор авторских программ, форм, средств и методов организации образовательного процесса, изложенных в основной общеобразовательной программе, отражает специфику деятельности детского сада. Важное значение при определении содержательной основы Программы и выявлении приоритетных направлений образовательной деятельности учреждения имеют национальнокультурные, демографические, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс. Природно-климатические, географические и экологические особенности В связи с этим, при планировании образовательного процесса предусмотрены вариативные режимы дня: благоприятные и неблагоприятные погодные условия, холодный и теплый периоды. Организация образовательного процесса в соответствии с климатическими особенностями Особенности климатических условий находят свое отражение в организации жизнедеятельности детей в соответствии с холодным и теплым периодами. Теплый период (оздоровительный) длится с 1.06 по 31.08; холодный с 1.09 по 31.05; каникулы - 2-я неделя января; Для климатических условий Среднего Урала характерна холодная зима (t = - 30°); сухое жаркое лето (t=+30°); короткий весенний период. При планировании образовательного процесса внесены коррективы в организацию физкультурно-оздоровительной работы. В холодный период непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию проводится в зале - 2 раза, на воздухе - 1 раз. Прогулки в холодный период проводятся в соответствии с требованиями СанПиН и режимом ДОУ (2 раза в день по 2-2,5 часа). Температурный режим: при t воздуха ниже - 15С и скорости ветра более 7 м/с прогулка сокращается до минимума. Национально-культурные и этнокультурные особенности. Население г. Каменска -Уральского многонациональное. В детском саду этнический состав семей воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент - дети из русскоязычных семей, также есть дети из татарских, башкирских семей. Специфика социально-экономических, культурных условий учтена в комплекснотематическом плане образовательной работы с детьми в таких формах как акции, проекты, праздники, культурные традиции и мероприятия. Характеристики особенностей развития воспитанников Для успешной реализации ОП ДО детьми дошкольного возраста учитывается возрастная характеристика, данная комплексной программой Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014г. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники 20 становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные 21 представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляет поиск способов её исполнения.
Индивидуальная характеристика воспитанников группы. Группа комплектуется по одновозрастному принципу, имеет общеразвивающую направленность Состояние психофизического развития воспитанников на 01.09.2016г.
2.
Первая группа здоровья. Дети нуждаются в назначении только профилактических и оздоровительно-воспитательных воздействий (режим дня по возрасту, рациональное питание, физическое воспитание, закаливание); Вторая группа здоровья. Дети нуждаются в назначении специальных оздоровительных и лечебных воздействий в соответствии с конкретной причиной, определяющей группу (индивидуальный режим дня и питания, закаливание, элементы дыхательной гимнастики и т. д.); Третья группа здоровья. Дети нуждается в постоянном оздоровлении и лечении как в дошкольном учреждении, так в условиях поликлиники и дома. Частоболеющие дети - варьировать физическую нагрузку в двигательной деятельности, - хождение босиком по дорожкам «здоровье», - игры на поддувание. Для детей с хроническими заболеваниями ограничение - физическую нагрузку на физкультурных занятиях.
Характеристика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Двигательные нарушения ограничивают предметно - практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно - моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: -развитие основных движений, сенсорных функций. -проведение упражнений на профилактику плоскостопия. -соблюдение ортопедического режима.
Характеристика детей с нарушением речевого развития: -неполноценная речевая деятельность, влияющая на недостатки формирования у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер, которые проявляются в недостаточной устойчивости внимания, ограниченных возможностях его распределения; в снижении вербальной памяти и продуктивности запоминания при относительной сохранности смысловой памяти; в связи между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития: обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. -соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций, приводящих к отставанию в развитии двигательной сферы детей: к недостаточной координации движений; к снижению и скорости их выполнения; к недостаточной координации пальцев кисти руки, к недоразвитию мелкой моторики (наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции). -отклонения в эмоционально-волевой сфере: нестойкость интересов; пониженная наблюдательность; сниженная мотивация; неуверенность в себе; обидчивость; трудности в общении с окружающими и в налаживании контактов со своими сверстниками. - фиксированность на дефекте:трудности вербальной коммуникации; речевой и поведенческий негативизм усложняют структуру нарушений и ведут к нарушению социальной адаптации. Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речевого развития: -развитие речи -формирование коммуникативной деятельности -формирование саморегуляции и самоконтроля -развитие познавательных процессов -развитие психомоторной сферы -коррекция эмоционально-волевой сферы Для детей с речевыми нарушениями: - проводить артикуляционную гимнастику, - пальчиковую гимнастику, - игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. - составление индивидуального образовательного маршрута совместно с логопедом.
Особенности освоения ОП ДО учитываются по результатам педагогической диагностики на конец 2016-2017учебного года
1.1.2. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Планируемые результаты освоения Программы Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: · ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; · ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; · ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; · ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; · у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; · ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; · ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. К пяти годам:
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры служат для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: · формирования Программы; · анализа профессиональной деятельности; · взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. При реализации ОП ДО проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). (Приложение 1). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит квалифицированный специалист - педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 1.1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности Оценивание качества образовательной деятельности в средней группе определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО и ПООП (рамочной). Реализация рабочей программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты развития (наблюдений) детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в детских видах деятельности. Педагогическая диагностика преимущественно направлена: - на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; - на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка; интересов, предпочтений, склонностей ребенка; личностных особенностей ребенка; поведенческих проявлений ребенка; особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. В образовательной деятельности предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения, включающая в себя: - педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. Диагностика развития ребенка, используется как профессиональный педагогический инструмент с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми в образовательной деятельности; - индивидуальные карты развития ребенка. Выбор методов и инструментов оценивания учитывает: - разнообразие вариантов развития ребенка в дошкольном детстве, - разнообразие местных условий - в городской местности, на Среднем Урале. Система оценки качества предоставляет материал для рефлексии педагогической деятельности и для серьезной работы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности. 1.2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений. Цели и задачи: -Формирование познавательного интереса и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. -Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). -Формирование бережного отношения к родной природе, стремление бережно относиться к ней, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы. - Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национальнокультурных традиций. Реализация целей рабочей программы осуществляется через: - введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое - настоящее - будущее; - формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города; - создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг; - осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование); - создание такой развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество; - разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми: - детско-взрослые (дети - родители - педагоги) проекты как формы работы с детьми по освоению содержания образования в соответствии с психолого-педагогическими задачами тем комплексно-тематического планирования образовательного процесса; - мини-музеи, выставки, экскурсии, детское портфолио и т.д.; - кружки, студии, секции краеведческой, спортивной, социальной направленности с учетом интересов способностей детей, потребностей заказчиков образовательных услуг (родители); - клубные формы работы с родителями и детьми; - формы партнерского сотрудничества с социальными институтами (поликлиника, музей, планетарий, театр, филармония, дом фольклора, зоопарк, ГИБДД, пожарная часть, МЧС и др.): экскурсии, целевые прогулки, гостевание, культурно-досуговая деятельность, совместные акции, проекты (на основе договора о сотрудничестве, плана совместной образовательной деятельности), конкурсы, фестивали, соревнования, дни здоровья. Личностно-деятельностный подход. Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого «Помоги мне сделать самому». Компетентностный подход. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач: - Решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;) - Объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы; - Ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и ин 10 января 2018 в 19:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.